Окленд

14°C

RU

Новая Зеландия – очень спокойная страна, в том числе и в плане политических потрясений. Одним из убедительных аргументов в пользу того, чтобы задуматься об иммиграции в Новую Зеландию, как раз и является то, что здесь можно отдохнуть от любых идеологических баталий и почувствовать, как работает по-настоящему слаженное, эффективное государство. Все политические силы здесь едины в своем стремлении сохранить мирный характер взаимоотношений с другими странами, а собственным гражданам – обеспечить достойную, комфортную и максимально благополучную жизнь.

Доминион с собственным политическим курсом

Новая Зеландия получила фактическую независимость в 1907 году. До этого она была британской колонией, а в 1907-м стала доминионом – территорией с собственным государственным устройством, но без права проводить самостоятельную внешнюю политику. Впрочем, для островов, на полторы тысячи километров отстоящих от ближайшей суши, выражение «внешняя политика» на тот момент не имело особого смысла. А в 1931 году доминионам было дано и законодательное право на собственный внешнеполитический курс.

Будучи верным союзником Британии, Новая Зеландия долго копировала и ее политическую систему – классическую парламентскую двухпартийную республику. Национальная партия, одна из двух основных политических сил новозеландского парламента, была аналогом британских консерваторов (тори), а Лейбористская партия – соответственно, лейбористов (что примерно соответствует противостоянию республиканцев и демократов в США).

«Националы» представляли и по сей день представляют интересы частного капитала, лейбористы – менее состоятельных групп граждан. Первые стремятся снизить налоги и социальную составляющую бюджета, вторые стараются нарастить оба эти показателя.

Партийные баталии

В середине 1990-х в политической системе Новой Зеландии появился и еще один серьезный игрок – партия «Новая Зеландия прежде всего» (NewZealandfirst). Она вмешалась в распределение мест в парламенте и лишила «большие партии» монополии на формирование правительства.

Национальная партия и лейбористы систематически перехватывают власть друг у друга. На протяжении 1990-х годов в парламенте страны доминировали националисты, и лишь в 1999-м лейбористская коалиция смогла перехватить управление страной. В 2008 году Национальная партия вновь добилась успеха на выборах и смогла сформировать правительство. Она же победила и на выборах 2017-го, заручившись голосами 44,4% избирателей. Однако на этапе формирования правительства лейбористы оказались гибче, и путем взаимных компромиссов и уступок смогли привлечь на свою сторону «Партию зеленых» и партию «Новая Зеландия прежде всего».

Способность договариваться позволила лидеру лейбористов Джасинде Ардерн превратить поражение в победу. В итоге лейбористы сформировали коалиционное правительство, а Нацпартия стала официальной оппозицией.

Систематическая смена власти в условиях работающих демократических институтов оказалась очень хорошим и полезным делом в масштабах страны. Постоянное наличие рядом конкурентов, «наступающих на пятки», заставляет новозеландских политиков выполнять предвыборные обещания, по крайней мере – прилагать к этому максимум усилий. А необходимость заключать компромиссы приводит к тому, что в деятельности правительства учитываются интересы самых разных групп избирателей, в том числе и тех, чьи интересы представляют партии, которые не могут рассчитывать на большинство в парламенте.

В 1999 году, например, в стране произошел «зеленый» прорыв. Члены партии зеленых, строящие свою основную повестку на решении экологических вопросов, добыли информацию о секретных экспериментах в области генной инженерии на островах. Это вызвало всплеск симпатии к деятельности партии. На ноябрьских выборах 1999-го она впервые преодолела пятипроцентный порог, необходимый для попадания в парламент, и с тех пор уже его не покидала. Экологическая риторика «зеленых» пользуется на островах полной поддержкой, а отсутствие внятных идеологических постулатов позволяет партии без потери лица корректировать свою экономическую платформу в зависимости от конъюнктуры.

Нельзя не упомянуть и о партии маори – коренных жителей Новой Зеландии. Она была создана в 2004 году и вскоре после этого разделилась на две примерно равные силы. Несмотря на то, что к маори себя причисляют более 12% новозеландцев, за «национальные» (не путать с правящей Национальной) партии на последних выборах проголосовали лишь 2,51% избирателей: чуть больше – за консервативную Партию маори, чуть меньше – за левую Партию мана.

Условности и реальность

Избирательная система в Новой Зеландии сочетает черты пропорционального и мажоритарного принципов – в отличие от Штатов, Великобритании или России, где действует мажоритарный принцип «победитель получает всё». Формально главой государства, как и в других странах Британского Содружества, остается британская королева, однако реальной власти ни она, ни утверждаемый ею генерал-губернатор не имеют. Настоящим первым лицом страны является премьер-министр.

Частные права и свободы – одна из базовых ценностей Новой Зеландии. Однако время идиллической изолированности ушло, тревоги Северного полушария различимы и в этом уголке планеты. Так, в августе 2013 года новозеландский парламент разрешил спецслужбам следить за всеми лицами, находящимися на территории островов вне зависимости от их гражданства. Правда, для начала такой слежки следует предъявить веские основания и получить ордер. Впрочем, на фоне разоблачений Эдвардом Сноуденом методов работы американской контрразведки эта дань осторожности не выглядит сколько-нибудь вызывающей.

Внешняя политика

Армия Новой Зеландии невелика, ввиду отсутствия внешних угроз. Всеобщий призыв в стране отсутствует, вооруженные силы комплектуются на контрактной основе.

Новая Зеландия является членом НАТО, но в повседневной жизни страны значительно большую роль играет взаимодействие с правительством соседней Австралии и их общей бывшей метрополией – Великобританией. Во время катастрофических пожаров 2019-2020 годов новозеландское правительство отправило в помощь австралийцам многочисленные пожарные расчеты, военных, медиков и пилотов ВВС. Участие же в общенатовских кампаниях носит практически символический характер. В частности, основной контингент новозеландских войск в Афганистане насчитывал 225 солдат и офицеров, в Ираке – 95 военнослужащих. При этом с июля 2020 года иракская группа должна быть сокращена до 75 человек, а к концу года – и вовсе до 45. Также государство намерено первым из стран-участников антитеррористической коалиции вывести свой контингент из Афганистана.

При этом территориальные воды страны закрыты для кораблей с ядерными боеголовками. Активные протесты Новой Зеландии стали одной из причин прекращения ядерных испытаний в Океании.

Кто и как управляет Новой Зеландией

Как мы уже говорили, Новая Зеландия является королевством. Формально глава государства – Елизавета II, Божьей милостью Королева Новой Зеландии и других ее королевств и территорий. Власть монарха, правда, предельно ограничена принципом «царствует, но не управляет», хотя при желании королева могла бы вмешаться в жизнь Новой Зеландии на вполне законных основаниях. Впрочем, за 62 года ее правления подобных прецедентов не было.

Генерал-губернатор

Второе лицо государства – опять же, формально – генерал-губернатор, назначаемый монархом. С 2016 года эту должность занимает Пэтси Редди; она – уже 21-й генерал-губернатор в истории страны. У нее очень красивый официальный мундир и право «самостоятельно использовать всю власть, находящуюся в руках монарха Новой Зеландии», – то есть, никаких прав, кроме представительских.

Премьер-министр

Наконец, третья по формальной значимости и первая по реальному влиянию фигура в стране – это премьер-министр. С 26 октября 2017 года этот пост занимает Джасинда Ардерн, лидер социал-демократической Лейбористской партии. На момент вступления в должность Ардерн было 36 лет.

Роль премьер-министра в политической и экономической жизни Новой Зеландии является решающей. Он даже рекомендует монарху кандидата на должность генерал-губернатора (фактически назначает его). Помимо управления правительством, премьер также имеет право определять повестку дня парламента и даты перевыборов этого органа законодательной власти.

Парламент

Парламенту Новой Зеландии уже больше полутора сотен лет. Впервые он был созван в 1852 году. С 1951-го он функционирует в однопалатном режиме. В Палате представителей заседают губернатор и депутаты, избранные по смешанному мажоритарно-пропорциональному принципу. Каждый гражданин голосует на выборах дважды: за кандидата по своему округу и за партийный список, причем вполне может при этом отдать голоса разным партиям. Чтобы пройти в парламент, партия должна преодолеть пятипроцентный барьер, а получившая большинство партия (или блок партий) формирует правительство.

Ведет заседания парламента спикер – также одна из ключевых фигур в стране. С 2017 года эту должность занимает представитель лейбористов Тревор Маллард.

Правительство

В настоящее время страна находится под управлением Шестого лейбористского правительства, получившего власть в октябре 2017 года. В Новой Зеландии существует традиция называть правительство по принадлежности к партии, сыгравшей определяющую роль при его формировании. Предшествующий кабмин, соответственно, назывался пятым Национальным правительством.

Состав нынешнего кабинета министров был определен в результате коалиционных договоренностей между лейбористами, «Партией зеленых» и партией «Новая Зеландия прежде всего». Правительство Ардерн уделяет особое внимание социальным вопросам, повышению доступности и инклюзивности образования, а также проблемам охраны окружающей среды.

Новозеландский кабинет министров показал высокую эффективность в борьбе с эпидемией коронавируса, не только подавив распространение инфекции с помощью карантинных мер, но и приняв решительные меры по спасению экономики и граждан от последствий карантина. Оставшиеся без работы новозеландцы получили специальные пособия, предприятиям и бизнесу были выданы беспроцентные кредиты. По мнению некоторых экспертов, в борьбе с COVID-19 Джасинда Ардерн оказалась самым эффективным главой государства в мире.

Кабмин: на 45 ведомств – один глава

Один из секретов эффективности новозеландского правительства заключается в том, что один и тот же человек может занимать в нем сразу несколько постов. Благодаря этой практике в действующем кабинете министров на 58 министерских должностях находятся всего 19 человек.

Такой подход имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, он позволяет минимизировать бюрократию в верхних эшелонах власти и снизить расходы на содержание чиновников. Во-вторых, повышается эффективность работы правительства, так как совмещение должностей снижает риск министерского «перетягивания одеяла», обычную для других стран борьбу ведомств за влияние и ресурсы. Наконец, организовать качественное взаимодействие 20 человек намного проще, чем 50-60.

В большинстве случаев министерские портфели распределяются блоками, позволяя одному чиновнику контролировать несколько смежных ведомств. Так, бывший профсоюзный лидер и оппозиционер Эндрю Джеймс Литтл руководит министерством юстиции и министерством по делам судов, а также возглавляет Правительственное Бюро безопасности (GCSB) и Новозеландскую Службу безопасности и разведки (NZSIS). В свою очередь экс-журналист и депутат парламента Филипп Твайфорд является главой министерства экономического развития, транспорта и развития городов. К слову, до 24 мая 2018 года он же был и министром гражданской авиации, но лишился этого портфеля после того, как позволил себе телефонный звонок в салоне самолета при взлете. Представители оппозиции требовали отобрать у Твайфорда и министерство транспорта, но за опального чиновника заступилась Джасинда Ардерн. Тем не менее, ответственность политиков за свои поступки – в Новой Зеландии отнюдь не пустые слова.

При распределении министерских портфелей учитываются и личные склонности кандидатов, и опыт их предыдущей работы. Предыдущий премьер-министр Джон Кей, например, возглавлял министерство туризма. Пришедшая ему на смену Ардерн оставила за собой министерство искусства, культуры и культурного наследия, министерство национальной безопасности и разведки. Также она является министром по борьбе с детской бедностью. С этой стороны также просматривается британская управленческая традиция: делать ставку на кадры, а не на формальные структуры. Отсутствие жестких правил распределения мест и косной бюрократической машины позволяет ставить во главе министерств людей, наиболее подходящих для этой работы, а при необходимости – гибко реагировать на новые вызовы.

Исполнительный совет

Есть в Новой Зеландии и еще один интересный институт власти – Исполнительный совет. Его членов называют еще «королевскими министрами». Существование этого органа подчеркивает архаичный параллелизм новозеландской системы управления: у премьер-министра – министры действующие, у генерал-губернатора – почетные. В некотором смысле Исполнительный совет можно считать «президиумом парламента»: это ряд депутатов парламента, отобранных генерал-губернатором (хотя сам он в совет не входит). Их основные функции – консультативные; эти люди обеспечивают более полную связь и взаимопонимание между правительством и парламентом. Быть членом Исполнительного совета, разумеется, почетно, но реальной власти это не дает.

* * *

Компактность государственных органов и небольшое число служащих делают работу законодательной и исполнительной власти в Новой Зеландии быстрой и эффективной. Иерархическая лестница, ведущая от простого клерка к министру, нередко состоит всего из трех-четырех ступенек, и находящиеся на них люди очень часто знакомы лично. Конечно, некоторый бюрократизм присутствует и в Новой Зеландии, но здесь он чаще является следствием характера конкретных чиновников, чем коренным пороком системы, как это бывает во многих других странах.

Источники:
http://www.dpmc.govt.nz/cabinet/ministers/ministerial-list
http://www.dpmc.govt.nz/cabinet/ministers/executive
http://www.dpmc.govt.nz/govthouse

и другие страницы

Цель изучения

Ваш возраст

Уровень знания английского языка

Минимальная стоимость обучения и проживания - от 29 000 nzd.

Хотите получить больше информации?

Пожалуйста, заполните форму ниже. Наши специалисты свяжутся с вами и подберут подходящий курс.

ваше имя:

e-mail:

телефон:

Есть законченное высшее образование?

Ваш возраст

Уровень знания английского языка

Минимальная стоимость обучения и проживания - от 29 000 nzd.

Хотите получить больше информации?

Пожалуйста, заполните форму ниже. Наши специалисты свяжутся с вами и подберут подходящий курс.

ваше имя:

e-mail:

телефон:

Есть ли у вас приглашение на работу?

Уровень знания английского языка

Спасибо!
Пожалуйста, заполните форму ниже.
Наши специалисты свяжутся с вами.

ваше имя:

e-mail:

телефон:

Есть ли у вас законченное высшее образование?

Ваша специальность входит в Long Term Skill Shortage List и соответствует указанным требованиям?

Уровень знания английского языка

Есть ли у вас приглашение на работу?

Ваш возраст

Спасибо!
Пожалуйста, заполните форму ниже.
Наши специалисты свяжутся с вами.

ваше имя:

e-mail:

телефон:

Отправить заявку

Ваше имя:

E-mail:

Телефон:

Сообщение:

* звездочкой отмечены поля, обязательные к заполнению

Отправить заявку

Ваше имя:

E-mail:

Телефон:

Прикрепить файл:

* звездочкой отмечены поля, обязательные к заполнению

Отправить заявку

Ваше имя:

E-mail:

Телефон:

Прикрепить файл:

* звездочкой отмечены поля, обязательные к заполнению

Спасибо! Ваша заявка отправлена.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Ok!
Всего доброго!

Вы покидаете сайт KIWI-ZONE?

Да
Нет